665770, Братский район,
г. Вихоревка, ул. Дзержинского, 105

Тел./факс: 8 (3953) 400-773

adm_vihorevka@mail.ru
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Получайте уведомления и оплачивайте налоги на сайте госуслуг



Администрация Вихоревского городского поселения

Полномочия полиции в связи с мобилизацией

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ) граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.

Пунктом 2 статьи 31 Федерального закона № 53-ФЗ установлено, что граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.

В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Исходя из системного толкования предписаний Федерального закона № 53-ФЗ и Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 31-ФЗ) возможно предположить, что термин «призыв на военную службу по мобилизации» не является в полной мере составной частью более общего понятия «призыв на военную службу». Призыв на военную службу по мобилизации указан в пункте 2 статьи 1, пункте 2 статьи 57, пункте 3 статьи 574, пункте 1 статьи 578 Федерального закона № 53-ФЗ.

При этом в ряде иных положений Федерального закона № 53-ФЗ термин «призыв на военную службу» не может быть в полном объеме применен к правоотношениям, связанным с мобилизацией, ввиду того, что призыв на военную службу по мобилизации регламентируется Федеральным законом № 31-ФЗ, в котором в том числе имеются самостоятельный институт отсрочек (статья 18) и призывные комиссии по мобилизации (статья 20).

В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 53-ФЗ издано постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663, утверждающее Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» (далее – постановление № 663, Положение о призыве).

Положение о призыве определяет порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (пункт 1).

Пункт 10 Положения о призыве содержит предписание о розыске граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их приводе в военный комиссариат, подобное предписанию абзаца третьего пункта 3 статьи 4 Федерального закона № 53-ФЗ.

Абзацем третьим пункта 3 статьи 4 Федерального закона № 53-ФЗ предусмотрено, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и, при наличии законных оснований, осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 31-ФЗ издано постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 852, утверждающее Положение о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее – Положение о призыве по мобилизации).

Пунктами 18 и 19 Положения о призыве по мобилизации определена компетенция органов внутренних дел в соответствующих мероприятиях по призыву по мобилизации, которая сводится к участию в призывных комиссиях субъектов Российской Федерации и муниципальных образованиях. Иных предписаний по организации работы органов внутренних дел в мероприятиях по призыву на военную службу в Положении о призыве по мобилизации не содержится.

В то же время на призывную комиссию по мобилизации муниципального образования, в состав которой входит представитель соответствующего органа внутренних дел, возлагаются в том числе функции по обеспечению организации розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям (пункт 22 Положения о призыве по мобилизации).

Согласно подпункту «а» пункта 5 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной приказом Минобороны России № 366, МВД России № 789, ФМС России № 197 от 10 сентября 2007 г. (зарегистрирован Минюстом России 12 октября 2007 г. № 10315, далее – Инструкция), начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.

При этом следует учитывать, что Инструкция, согласно пункту 1, разработана в соответствии с Федеральным законом № 53-ФЗ, Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции», постановлением № 663 и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете». В этой связи правоотношения, регламентируемые Положением о призыве по мобилизации, не входят в предмет правового регулирования Инструкции.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон «О полиции») полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

В этой связи закрепляя в статье 10 Федерального закона «О полиции» в качестве основного принципа деятельности полиции взаимодействие и сотрудничество законодатель в части 3 данной статьи установил, что полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка.

В связи с этим к обязанностям полиции в силу пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» отнесена обязанность оказывать содействие в том числе государственным и муниципальным органам, должностным лицам (к числу которых также относятся и представители военных комиссариатов) в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность.

Одновременно согласно части 2 статьи 14 Федерального закона «О полиции» осуществляется задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления; лиц, находящихся в розыске; лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, в случае возбуждения военным комиссаром дела об административном правонарушении (статья 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), в статьях 27.2, 27.3 и 27.15 КоАП закреплен соответствующий механизм оказания полицией содействия любому должностному лицу (в том числе и военному комиссару), возбудившему дело об административном правонарушении.

В случае обращения к сотрудникам полиции должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления  административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, в отношении лиц, подлежащих призыву на военную службу, может быть осуществлено их доставление в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения (статья 27.2 КоАП).

Должностные лица полиции вправе осуществлять административное задержание в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 27.3 КоАП).

При этом необходимо учитывать, что доставление и административное задержание являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, цели применения которых закреплены в пункте 1 части 1 статьи 27.1 КоАП.

В случаях, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 КоАП, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, а также если участие лица признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 КоАП, применяется привод физического лица (часть 1 статьи 27.15 КоАП). Полицией привод осуществляется на основании определения должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел (пункт 2 части 2 статьи 27.15 КоАП).

Также согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» на полицию возложена обязанность по осуществлению розыска лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении (например, по части 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации за уклонение от призыва на военную службу). Розыск указанных лиц и их задержание в случае обнаружения осуществляется на основании поручения следователя, дознавателя или постановления суда.  

Братский ЛО МВД России на транспорте

Администрация Вихоревского
городского поселения

665770, Братский район, г. Вихоревка, ул. Дзержинского, 105

Тел./факс: 8(3953)400-773

e-mail: adm_vihorevka@mail.ru